Пятница 15 декабря 2017 г.

Общественный совет
при Прокуратуре
Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ”
Председатель
Общественного совета
А.А. Афоничев
РЕЗОЛЮЦИЯ
по результатам заседания по вопросу
«О взаимодействии органов прокуратуры Санкт-Петербурга
и общественных организаций при реализации мер по защите несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию»
30 июня 2011 года                                                                                          Санкт-Петербург
Выслушав и обсудив выступления по теме, Общественный совет при прокуратуре Санкт-Петербурга  констатирует, что проблема информационной безопасности несовершеннолетних приобретает глобальные масштабы, при этом, дети самостоятельно противостоять потоку негативной информации не в состоянии.
Действующие нормы международного и федерального законодательства носят исключительно декларативный характер. Ответственность за их нарушение действующее законодательство не устанавливает.
В Санкт-Петербурге принимаются определенные меры к защите детей от негативной информации, однако масштабы существующей проблемы не позволяют сделать вывод об эффективности указанных мер.
Так, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 № 627 принята Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы», п. 4.6 которой предусматривает создание программ информационной безопасности семьи и детей, направленных на противодействие негативному влиянию СМИ на морально-нравственное состояние детей и подростков. Массовое размещение негативной информации в  СМИ, а также неосведомленность родителей о существующей угрозе информационной безопасности детей, неспособность взрослых обеспечить подросткам такую безопасность, свидетельствует о  том, что данное направление Концепции  остается нереализованным.
До настоящего времени, органами прокуратуры города продолжают выявляться факты неустановки поставляемых к учебным компьютерам в образовательных учреждениях контент-фильтров, либо их неправильной настройки ответственными лицами, вследствие чего дети получают свободный доступ к интернет-страницам негативного содержания – с порнографическими или эротическими материалами, материалами экстремистской направленности, со сценами насилия и т.д. Аналогичные нарушения имели место и в учреждениях начального профессионального образования, а также в детских библиотеках, предоставляющих посетителям услуги доступа к сети Интернет.
В Санкт-Петербурге отсутствует правоприменительная практика Закона Санкт-Петербурга «О нормативах распространения в Санкт-Петербурге аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет».
Наибольшую тревогу на сегодняшний день вызывает практически неконтролируемое содержимое ресурсов сети Интернет.  Видеоматериалы порнографического, экстремистского характера, а также содержащие сцены крайнего насилия и иную негативную информацию размещаются в свободном доступе в социальных сетях, в том числе особенно популярной у подростков сети «ВКонтакте».
Однако действующий  ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ч.3 ст.17) не предусматривает гражданско-правовой ответственности  лица, оказывающего услуги  либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации,   в том  случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами.
Управлением специальных технических мероприятий ГУ МВД по СПб и ЛО ведется мониторинг интернет-ресурсов  на предмет распространения в них порнографических материалов, в том числе с участием несовершеннолетних, однако принимаемые меры носят локальный, точечный характер и фактически не влияют на складывающуюся ситуацию.
Работа с родительской общественностью должна приобрести приоритетное значение. Некоторые родители, полагая, что  их дети самостоятельно  могут  разобраться в потоке информации, содержащейся в сети Интернет,  позволяют им  без надзора   со стороны старших находиться в сети.
Реализация комплексного подхода представляется единственно возможным способом противостоять негативному влиянию информационного пространства на развитие подрастающего поколения.
С учетом состоявшегося обсуждения Общественный совет
ПРЕДЛАГАЕТ:
1) Общественным организациям и объединениям совместно с Общественным советом при прокуратуре Санкт-Петербурга обеспечить эффективный общественный контроль за исполнением законодательства в сфере распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет; своевременно информировать правоохранительные органы и органы государственной власти Санкт-Петербурга о выявленных фактах нарушения законодательства.
2) Средствам массовой информации, поставщикам услуг Интернет-связи и операторам подвижной связи указать на необходимость строгого соблюдения действующего законодательства Российской Федерации, а также международных норм и правил, предусматривающих приоритет интересов несовершеннолетних, в частности  Конвенции ООН о правах ребенка, ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «О средствах массовой информации» и иных нормативно-правовых актов, действующих в сфере информационной безопасности несовершеннолетних.
Рекомендовать к выпуску цикл материалов социальной направленности с целью формирования безопасного информационного пространства несовершеннолетних и противодействия преступным проявлениям.
3) Изучив заключение Аккредитованной лаборатории Федеральной службы безопасности, функционирующей на базе кафедры «Безопасные информационные технологии» Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, а также сложившуюся практику применения, признать работу программного комплекса «Интернет Цензор» - контент-фильтра, предназначенного для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет, эффективной.
4) Рекомендовать Комитету по образованию, Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитету по социальной политике, Комитету по культуре ориентировать подведомственные учреждения, устанавливать на компьютерах, подключенных к сети Интернет, бесплатный контент-фильтр «Интернет Цензор» (www.icensor.ru), а также распространять означенный контент-фильтр среди родительской общественности для установки на домашних компьютерах.
5) Прокуратуре Санкт-Петербурга принять меры к распространению в поднадзорных учреждениях детской инфраструктуры информационных плакатов о безопасном поведении в том числе при работе с Интернетом.
6) Комитету по образованию проработать вопрос о проведении ежегодных общегородских родительских собраний с привлечением профильных комитетов и правоохранительных органов Санкт-Петербурга.
7) Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав при районных администрациях принять меры к формированию практики реализации  Закона Санкт-Петербурга «О нормативах распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет», в том числе с привлечением правоохранительных органов, органов государственной власти и общественности.
8) Общественному совету при прокуратуре Санкт-Петербурга и Координационному совету по регулированию безопасного информационного пространства несовершеннолетних при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате совместно с профильными Комитетами Правительства Санкт-Петербурга рассмотреть вопрос о создании интернет-ресурсов позитивной направленности, тематика которых будет интересна несовершеннолетним пользователям, подключении детских и взрослых психологов к работе на наиболее посещаемых развлекательных, в том числе игровых порталах, форумах и т.д., принятии иных мер схожей направленности.
9) Общественному совету при прокуратуре Санкт-Петербурга обратиться в Общественную палату Российской Федерации с предложениями по совершенствованию действующего законодательства в части ужесточения санкций за нарушение законодательства в сфере распространения информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, вплоть до введения уголовной ответственности; о внесении изменений в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в части введения ответственности провайдеров за распространение информации негативного содержания; о дополнении  составов преступлений против половой свободы и неприкосновенности в Уголовном кодексе РФ  квалифицирующими признаками – совершением указанных преступлений посредством применения информационных технологий.
10) Общественному совету при прокуратуре Санкт-Петербурга проработать вопрос организации системы трехстороннего сотрудничества средств массовой информации, общественных организаций и государственных органов власти в сфере борьбы с информацией, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних.
РЕЗОЛЮЦИЯ
по результатам заседания по вопросу«О взаимодействии органов прокуратуры Санкт-Петербурга и общественных организаций при реализации мер по защите несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию»
 
30 июня 2011 года
Санкт-Петербург

Выслушав и обсудив выступления по теме, Общественный совет при прокуратуре Санкт-Петербурга  констатирует, что проблема информационной безопасности несовершеннолетних приобретает глобальные масштабы, при этом, дети самостоятельно противостоять потоку негативной информации не в состоянии.Действующие нормы международного и федерального законодательства носят исключительно декларативный характер. Ответственность за их нарушение действующее законодательство не устанавливает.В Санкт-Петербурге принимаются определенные меры к защите детей от негативной информации, однако масштабы существующей проблемы не позволяют сделать вывод об эффективности указанных мер. 

Так, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 № 627 принята Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы», п. 4.6 которой предусматривает создание программ информационной безопасности семьи и детей, направленных на противодействие негативному влиянию СМИ на морально-нравственное состояние детей и подростков. Массовое размещение негативной информации в  СМИ, а также неосведомленность родителей о существующей угрозе информационной безопасности детей, неспособность взрослых обеспечить подросткам такую безопасность, свидетельствует о  том, что данное направление Концепции  остается нереализованным. 

До настоящего времени, органами прокуратуры города продолжают выявляться факты неустановки поставляемых к учебным компьютерам в образовательных учреждениях контент-фильтров, либо их неправильной настройки ответственными лицами, вследствие чего дети получают свободный доступ к интернет-страницам негативного содержания – с порнографическими или эротическими материалами, материалами экстремистской направленности, со сценами насилия и т.д. Аналогичные нарушения имели место и в учреждениях начального профессионального образования, а также в детских библиотеках, предоставляющих посетителям услуги доступа к сети Интернет.В Санкт-Петербурге отсутствует правоприменительная практика Закона Санкт-Петербурга «О нормативах распространения в Санкт-Петербурге аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет».Наибольшую тревогу на сегодняшний день вызывает практически неконтролируемое содержимое ресурсов сети Интернет.  Видеоматериалы порнографического, экстремистского характера, а также содержащие сцены крайнего насилия и иную негативную информацию размещаются в свободном доступе в социальных сетях, в том числе особенно популярной у подростков сети «ВКонтакте». Однако действующий  ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ч.3 ст.17) не предусматривает гражданско-правовой ответственности  лица, оказывающего услуги  либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации,   в том  случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами.

Управлением специальных технических мероприятий ГУ МВД по СПб и ЛО ведется мониторинг интернет-ресурсов  на предмет распространения в них порнографических материалов, в том числе с участием несовершеннолетних, однако принимаемые меры носят локальный, точечный характер и фактически не влияют на складывающуюся ситуацию.Работа с родительской общественностью должна приобрести приоритетное значение. Некоторые родители, полагая, что  их дети самостоятельно  могут  разобраться в потоке информации, содержащейся в сети Интернет,  позволяют им  без надзора   со стороны старших находиться в сети. Реализация комплексного подхода представляется единственно возможным способом противостоять негативному влиянию информационного пространства на развитие подрастающего поколения. С учетом состоявшегося обсуждения

Общественный совет 
ПРЕДЛАГАЕТ:

1) Общественным организациям и объединениям совместно с Общественным советом при прокуратуре Санкт-Петербурга обеспечить эффективный общественный контроль за исполнением законодательства в сфере распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет; своевременно информировать правоохранительные органы и органы государственной власти Санкт-Петербурга о выявленных фактах нарушения законодательства.

2) Средствам массовой информации, поставщикам услуг Интернет-связи и операторам подвижной связи указать на необходимость строгого соблюдения действующего законодательства Российской Федерации, а также международных норм и правил, предусматривающих приоритет интересов несовершеннолетних, в частности  Конвенции ООН о правах ребенка, ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «О средствах массовой информации» и иных нормативно-правовых актов, действующих в сфере информационной безопасности несовершеннолетних. Рекомендовать к выпуску цикл материалов социальной направленности с целью формирования безопасного информационного пространства несовершеннолетних и противодействия преступным проявлениям.

3) Изучив заключение Аккредитованной лаборатории Федеральной службы безопасности, функционирующей на базе кафедры «Безопасные информационные технологии» Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, а также сложившуюся практику применения, признать работу программного комплекса «Интернет Цензор» - контент-фильтра, предназначенного для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет, эффективной. 

4) Рекомендовать Комитету по образованию, Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитету по социальной политике, Комитету по культуре ориентировать подведомственные учреждения, устанавливать на компьютерах, подключенных к сети Интернет, бесплатный контент-фильтр «Интернет Цензор» (www.icensor.ru), а также распространять означенный контент-фильтр среди родительской общественности для установки на домашних компьютерах. 

5) Прокуратуре Санкт-Петербурга принять меры к распространению в поднадзорных учреждениях детской инфраструктуры информационных плакатов о безопасном поведении в том числе при работе с Интернетом.

6) Комитету по образованию проработать вопрос о проведении ежегодных общегородских родительских собраний с привлечением профильных комитетов и правоохранительных органов Санкт-Петербурга. 

7) Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав при районных администрациях принять меры к формированию практики реализации  Закона Санкт-Петербурга «О нормативах распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет», в том числе с привлечением правоохранительных органов, органов государственной власти и общественности.

8) Общественному совету при прокуратуре Санкт-Петербурга и Координационному совету по регулированию безопасного информационного пространства несовершеннолетних при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате совместно с профильными Комитетами Правительства Санкт-Петербурга рассмотреть вопрос о создании интернет-ресурсов позитивной направленности, тематика которых будет интересна несовершеннолетним пользователям, подключении детских и взрослых психологов к работе на наиболее посещаемых развлекательных, в том числе игровых порталах, форумах и т.д., принятии иных мер схожей направленности.

9) Общественному совету при прокуратуре Санкт-Петербурга обратиться в Общественную палату Российской Федерации с предложениями по совершенствованию действующего законодательства в части ужесточения санкций за нарушение законодательства в сфере распространения информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, вплоть до введения уголовной ответственности; о внесении изменений в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в части введения ответственности провайдеров за распространение информации негативного содержания; о дополнении  составов преступлений против половой свободы и неприкосновенности в Уголовном кодексе РФ  квалифицирующими признаками – совершением указанных преступлений посредством применения информационных технологий.

10) Общественному совету при прокуратуре Санкт-Петербурга проработать вопрос организации системы трехстороннего сотрудничества средств массовой информации, общественных организаций и государственных органов власти в сфере борьбы с информацией, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних.